Суббота, 04.05.2024, 16:59 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Рынок гипсокартона
С помощью гипсокартона можно выровнять и обновить старые стены или установить межкомнатные перегородки, придав им любую форму. Этот материал часто используют для выравнивания и отделки потолка, а также для подстилающих слоев пола.

Гипсокартон – это композитный материал в виде листов, длиной 2,5-4,8 м, шириной 1,2-1,3 м и толщиной 8-24 мм. Основу такого листа составляет гипс, а наружные плоскости облицованы картоном. Для достижения необходимых показателей гипсового сердечника, характеризующих его прочность, плотность и т. д., в него добавляют специальные компоненты, повышающие его эксплуатационные свойства.

У гипсокартона перед традиционными материалами – кирпичом, древесными плитами, металлоконструкциями и т.д. – есть ряд преимуществ, которые объясняют растущие к нему симпатии рынка. Прежде всего, это значительная экономия времени и трудозатрат. Экономия, по расчетам производителей, может составить до 20%. Далее более субъективные, но также неоспоримые плюсы – простота демонтажа и легкость, сокращение нагрузки на фундамент, которое имеет решающее значение при возможной достройке этажей.

Промышленность выпускает следующие виды гипсокартонных плит:
- Обычные гипсокартонные плиты используют, как правило, для устройства подвесных потолков, установки межкомнатных перегородок, внутренней отделки стен и т. д. Маркировка панелей – GKB (ГПЛ).
- Влагостойкие гипсокартонные плиты имеют пониженное водопоглощение (менее 10%) и обладают повышенным сопротивлением проникновению влаги. Они незаменимы при отделке помещений с высокой влажностью. Сердечник панелей такого типа содержит добавки, уменьшающие поглощение гипсом влаги, а картонная оболочка обработана специальным антисептиком, уничтожающим грибки. Маркировка – GKBI (ГКПВ).
- Огнестойкие панели используют для обеспечения необходимой защиты помещения от пожара. Внутренняя часть таких панелей содержит минеральные волокна и добавки, которые придают гипсовым панелям дополнительное сопротивление огню. Кстати, в гипсовом листе единственным горючим материалом является картон, а так как между картоном и внутренним гипсовым слоем нет воздуха, то картон, собственно, не горит, а обугливается. Маркировка – GKF (ГКПО).
- Огне- и влагостойкие гипсокартонные плиты. Как это явствует из их названия, обладают сопротивлением огню и влаге. Они используются при отделке помещений с высокой влажностью и высокими требованиями к пожарной безопасности. Маркировка – GKFI (ГКПВО).
- Специальные гипсокартонные плиты предназначены для использования в помещениях с особыми условиями эксплуатации.
- Гибкие гипсовые плиты используют для обшивки каркасов криволинейных конструкций «сухим» способом. Такие листы армированы стекловолокном и не требуют предварительного размачивания, формования по шаблону и сушки панели перед изгибом.
- Пазогребневые плиты, в которых гипс подвергнут обжигу. Их прочность настолько возрастает, что их можно использовать в качестве межкомнатных перегородок, без всякой подготовки окрашивать, оклеивать обоями или облицовывать керамической плиткой. Такие перегородки бывают одно-, двух- и трехслойными. Последние применимы в сейсмически опасных районах, для жилых, гражданских и промышленных зданий всех степеней огнестойкости. В их полостях можно прокладывать электрические и телефонные кабели, системы пылеудаления, отопительные и водопроводные коммуникации. Имеют малый вес.

По назначению гипсокартонные плиты классифицируют на следующие виды:
* Облицовочные панели для стен.
* Панели для облицовки потолков.
* Панели для быстрого монтажа сухих полов.
* Панели и плиты для устройства перегородок.
* ГКП для строительства мансард.

По своим физическим и гигиеническим свойствам гипсокартон идеально подходит для жилых помещений. Можно выделить целый ряд потребительских характеристик гипсокартона, способствующих все большему его применению.
* Экологически чист, не содержит токсических компонентов и не оказывает вредного воздействия на окружающую среду, что подтверждают гигиенические и радиационные сертификаты.
* Энергосберегающий материал, обладающий еще и хорошими звукоизоляционными свойствами.
* Негорючий и огнестойкий.
* «Дышит», то есть поглощает влагу при ее избытке в воздухе и отдает ее, если воздух слишком сухой.
* Имеет кислотность, аналогичную кислотности человеческой кожи.
* Гипсокартон регулирует микроклимат помещений естественным путем и в значительной степени способствует созданию гармоничной атмосферы.
* Дает преимущество в простоте использования различных теплозвукоизоляционных материалов, которые вкладываются между стеной и гипсокартоном, а также возможность прятать всевозможные коммуникации – электрические, сантехнические и любые другие.
* Гипсокартонные системы имеют небольшой вес, поэтому нет такой большой нагрузки на перекрытия, как у кирпичных перегородок. Следовательно, каркас дома и фундамент можно делать облегченным, что значительно удешевляет строительство.
* Листам гипсокартона можно придавать по желанию любую форму – купольные покрытия, колонны, арки всех видов, сложнейшие переходы от одной плоскости к другой, криволинейные поверхности. Система металлических каркасов, набираемых из стандартных профилей заводского изготовления, разработана так, чтобы можно было создать стены любой сложной формы. Крепятся гипсокартонные листы довольно просто. При облицовке стен в один слой гипсокартонным листом применяется монтажный клей на гипсовой основе. А когда листы ГКЛ собираются на каркасах, то крепятся они саморезами.
* При необходимости вся конструкция может быть легко демонтирована без повреждения элементов и установлена в другом месте.

Тем не менее, в связи с наличием у гипсокартона как строительного и отделочного материала некоторых недостатков, а также его широким применением в строительстве производителями разрабатываются и предлагаются на рынок новые материалы, сходные с гипсокартонном и превосходящие его по отельным параметрам. Наиболее известным среди таких материалов на российском рынке являются гипсоволокнистые плиты. Основное отличие гипсоволокна состоит в том, что оно в своем составе помимо гипса содержит целлюлозные волокна. Сердечник гипсоволокнистого листа составляет не просто прессованный гипс, а гипс, армированный целлюлозным волокном. Это позволяет существенно увеличить прочность листа – прочность гипсоволокна на сжатие намного превышает прочность гипсокартона. Обладая повышенной твердостью и плотностью, гипсоволокнистый лист по отношению к гипсокартонному листу является более жестким в обработке, менее прочным на изгиб и менее приспособленным материалом для пластики во внутренней отделке помещений.

В настоящее время все большую популярность приобретает аналог гипсоволокнистого листа – стекломагниевая плита. Этот материал в качестве армирующего слоя включает стекловолокно. Стекломагниевая плита еще более прочна, чем гипсоволокнистый лист, превышая параметры прочности гипсоволокна более чем в 3 раза. Стекломагниевая плита практически не подвержена горению и, что важно, обладает повышенной водостойкостью, что позволяет использовать ее в помещениях с повышенной влажностью (до 80%). Важными достоинствами стекломагниевого листа являются также его высокие теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства.

Современной альтернативой гипсокартонному и гипсоволокнистому листу является гипсостружечная плита. Гипсостружечные плиты применяются в жилищном строительстве и состоят на 85% из гипса и на 15% – из заполнителя, в качестве которого выступает древесная стружка (береза, сосна). По сфере своего применения гипсо-стружечные плиты являются аналогом гипсокартона, а по цене они сопоставимы с гипсо-волокнистыми листами, однако потребительские качества новых плит несколько превосходят имеющиеся аналоги.

Еще одной инновационной разработкой на рынке аналогов гипсокартона выступает аквапанель. Аквапанель состоит из армированного с обеих сторон стеклотканной сеткой сердечника на цементной основе с легким минеральным заполнителем из керамзита. Аквапанель обладает высокой водостойкостью и может использоваться как для внутренней, так и для наружной отделки помещений, представляя универсальный листовой отделочный материал.

На сегодняшний день Россия производит менее 2% от объема мирового рынка гипсокартона. Основная доля мирового рынка принадлежит США, где производится 42% (7 млрд. м2) от объема мирового рынка гипсокартона.

В России в настоящее время на одного человека расходуется в среднем порядка 1,8-1,9 м2 гипсокартонных плит в год, в Москве этот показатель значительно выше – 5,8 м2. Для сравнения: в США тот же показатель составляет 8,5 м2, в Японии – 5,4 м2, в странах Западной Европы уровень потребления гипсокартона на душу населения составляет от 3 до 5 м2, в Украине – 0,4 м2. Низкий показатель среднедушевого потребления эксперты связывают с недостаточным развитием культуры потребления гипсокартона в качестве строительного и отделочного материала среди россиян.
Объем отечественного производства в 2007 году составил 267,2 млн. м2 в натуральном выражении. Таким образом, мы наблюдаем стабильный рост выпуска гипсокартона в РФ при сохранении ежегодных темпов роста не ниже 16%.
 
Облицовочный картон входит в группу строительных картонов. Облицовочный картон вырабатывается из вторичного сырья и макулатуры, предназначен для изготовления гипсокартонных листов, применяемых при строительстве и отделке помещений в качестве стеновых и потолочных панелей. Товаров-заменителей облицовочного картона нет. Санкт-Петербургский КПК – единственный известный производитель облицовочного картона в России и СНГ. Следует отметить, что 31,9% акций завода принадлежат компании Knauf. В июне 2008 г. в ФАС РФ поступило ходатайство от ООО «Кнауф гипс» (дочернее предприятие компании Knauf, г. Красногорск, Московская область) о приобретении 100% акций с правом голоса ЗАО «НьюКом» (Санкт-Петербург), которое прямо контролирует ОАО «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат», владея 42,9-процентной долей завода.

Рынок облицовочного картона, по словам участников рынка, растет быстрее рынка упаковочного картона, что связано с ростом объемов строительства в РФ и СНГ и ростом объемов использования гипсокартона. В 2007 году Санкт-Петербургский КПК выпустил более 130 тыс. тонн облицовочного картона, что на 15% больше, чем в 2006 году. Таким образом, можно предположить, что рынок облицовочного картона в целом вырос на 15%.

Согласно данным Санкт-Петербургского КПК, в настоящее время возможно предложение на рынке аналогичных картонов со стороны импортных и российских производителей. В части импорта потенциальными конкурентами являются европейские, корейские и китайские производители, но пока у КПК нет повода для беспокойства, т.к. европейские производители – в Германии (Петерс), фирмы WEIG и INLAND – в настоящее время на российском рынке работать не планируют в связи с обеспеченностью заказами, в том числе со стороны европейских заводов концерна KNAUF.
Корейские и китайские производители могут выйти на рынок в случае строительства предприятий–производителей гипсоплит в Сибири и Дальнего Востока, а также для Казахстана и Узбекистана. Что касается российских производителей, потенциальными конкурентами являются предприятия-производители тестлайнера (схожесть технологии изготовления и технических характеристик) – в Архангельске, Набережных Челнах, Ступино, Перми, Сураже. Стратегическая цель санкт-петербургского производителя – в сохранении абсолютного лидерства на рынке – обеспечение потребности рынка в облицовочном картоне.

Если говорить о ситуации в мире, то планы Группы компаний Mondi (крупнейший производитель бумаги в Польше, общий объем производства 745 тыс. тонн в год) по увеличению производства небеленого облицовочного картона на принадлежащем ей заводе Frantschach Swiecie, расположенном на севере Польши, с 20% в общем объеме производства до 40-50%, говорят о росте значения данного продукта и в других странах.

Достаточно важным событием для всего мирового рынка гипсокартона и для России в частности стало слияние в конце 2005 г. британского изготовителя стройматериалов BPB PLC с французской компанией Compagnie de Saint-Gobain SA. Стоимость сделки составляет около 4 млрд. фунтов ($6,8 млрд.). BPB приняла условия слияния только после того, как Saint-Gobain подняла цену до 775 пенсов ($13,32) за акцию, увеличив, таким образом, свое августовское предложение на 7,6%. Образованная в результате слияния компания станет одним из мировых лидеров по производству штукатурной плитки и других стройматериалов. Вероятно, после того, как будет налажено производство в Башкирии и Нижнем Новгороде, Saint Gobain постарается закрепиться в массовом сегменте в России.

Результаты 2009 года во многом будут зависеть от активности импорта. Отечественное производство в текущем году вряд ли превысит объем предыдущего года более чем на 5%, поскольку темпы прироста выпуска в первом полугодии были умеренными. Замедление темпов жилищного строительства также некоторым образом отразится на рынке гипсокартона, несмотря на то, что этот материал более активно используется в офисном строительстве и отделке.
Поэтому, если объем импорта в 2009 г. будет на уровне 2006-07 г., то прирост рынка в текущем году составит всего 6-7%, что немного по сравнению с приростом в прошлом году – 12%, и тем более в позапрошлом – 23%.
Несмотря на активный рост в течение последних лет, российский рынок гипсокартона сохраняет значительный потенциал для своего развития.

До 2010 года можно ожидать сохранения высоких темпов роста российского рынка гипсокартона. В среднесрочной перспективе спрос на гипсокартон в России будет увеличиваться в связи с благоприятным прогнозом развития строительного рынка и рынка ремонтных услуг. Учитывая вышесказанное и тенденции к расширению представленности, как ведущих игроков мирового рынка, так и отечественных производителей гипсокартона на российском рынке, рынок сохранит текущие темпы роста (18-20%) в ближайшие 3 года.

Жизненный цикл гипсокартона как продукта на российском рынке сейчас находится в стадии роста. В ближайшие 4-5 лет он достигнет стадии зрелости, и высокий уровень активности на рынке будет сохраняться до тех пор, пока потребление гипсокартона на душу населения в стране не достигнет 5 м2. Ориентировочно этого следует ожидать в 2015 г. После этого рынок вплотную приблизится к фазе насыщения, когда темпы роста станут чисто символическими.
 
Сейчас в отрасли наблюдаются тенденции не только подъема объемов производства, но и повышения качества выпускаемой продукции. Сезонный характер деятельности рынка выражается в активизации спроса на выпускаемую продукцию в весенне-летний период и возрастанием издержек производства в осенне-летний период. В области сбыта строительных материалов в России конкуренция высокая. Поэтому производители стремятся расширять дилерские сети.

Стоимость гипсокартонных листов зависит от толщины панели (9,5 или 12,5 мм), дополнительных характеристик ГКП (обычный, влагостойкий, огнестойкий) и от страны–производителя продукции (отечественные материалы либо импортные). На рынке наблюдаются колебания в цене (от 2 до 10%) на один и тот же товар у разных продавцов, что объясняется закупочной ценой товара, условиями покупки и отличающимися методами ведения ценовой политики у различных фирм.
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Morph (18.12.2009) | Автор: В. Никольская, директор по исследов
Просмотров: 2549 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Attimildige  
0
перечитал весь блог, довольно неплохо

Имя *:
Email *:
Код *: